О том, о чем в принципе всем известно, но никто ничего с этим не делает. Взаимосвязано с уже опубликованной статьей "Как работает имунная система".
Почему ученые Института мозга РАН начали изучать иммунную систему человека? Об этом корреспондент "РГ" беседует с заведующим лабораторией нейроиммунологии, доктором медицинских наук, профессором Игорем Столяровым.
Российская газета: Правильно ли я поняла, Игорь Дмитриевич, что нервная и иммунная системы очень схожи между собой?
Игорь Столяров: Да. Это выяснилось неожиданно - при лечении нервных болезней. Оказалось, что препараты, которые дают таким больным, воздействуют также и на иммунную систему. Можно сказать, что рассеянный склероз возникает в том числе из-за проблем с иммунной системой. В чем причина? Почему иммунная система становится гиперактивной?
Если человек здоров, то если вдруг в организме появилась какая-то инфекция, иммунитет начинает ответную атаку. В случае его недостаточной активности болезнь развивается. А вот при избытке активности иммунная система начинает атаковать родные клетки. Возникает риск возникновения тяжелых заболеваний, в частности, начинает разрушаться нервная система. Вот почему опасно для здоровья активизировать иммунную систему лекарствами без должного медицинского контроля. Если же принимать иммуностимуляторы при любом недомогании, то резервов этой системы может просто не хватить, когда ее работа действительно потребуется организму. Последствия - вплоть до заболевания таким тяжелейшим недугом, как рассеянный склероз. Мы сегодня четко представляем, как это происходит. Но самый первый, изначальный момент атаки на нервные клетки пока не ясен.
РГ: А нервные стрессы как-то сказываются на работе иммунной системы?
Столяров: Это тоже компонент воздействия мозга на иммунитет. Воздействие может быть как положительным, так и негативным. В малой дозе стресс тонизирует. А вот когда проблемы кажутся неразрешимыми - это уже патологический стресс. Впрочем, организм может заработать его и после 4-часового лежания на горячем песке под жгучим солнцем. Или после операции. Еще одна причина - длительные хронические инфекции из-за плохого лечения или его отсутствия.
Недавно в клинике нашего института лежала девочка 15 лет. До того, как попасть к нам, она перенесла пневмонию. Ее лечили тяжелыми антибиотиками, которые нельзя использовать до 18-летнего возраста. Потому, что они обладают угнетающим действием на нервную и иммунную системы. В результате у девочки развился иммунодефицит, который может породить онкологические заболевания. Доктор, когда лечил ее, думал об этом? Вряд ли.
РГ: Раньше говорили, что болезни от нервов, а, выходит, от иммунодефицита?
Столяров: Обе эти системы тесно взаимодействуют. Просто изучение нервной системы человека исторически началось гораздо раньше. Иммунную же мы открываем в сущности только сейчас. Многие представления меняются прямо на глазах. Помню, когда я сам только начинал заниматься нейроиммунологией, два уважаемых старших коллеги говорили мне, что "это направление бесперспективно". Теперь такое никому в голову не придет - это одно из самых перспективных из научных медицинских направлений! И диагностировать тот же рассеянный склероз уже научились, есть соответствующая аппаратура, разработанная в том числе и сотрудниками нашего института. Раньше доктора, заподозрив эту болезнь, говорили пациенту: готовьтесь к худшему, ничего сделать нельзя. Сейчас существуют методики, позволяющие точно определить, насколько хорошо или плохо работает иммунная система, есть средства, чтобы ее "отремонтировать" и помочь пациенту.
Очень интересно,в органиме все ваимисвязано,но наши врачи этого не знают или их так учат...,поэтому и лечат не человека,а правую руку или левую ногу,может быть надо вернуться к народной медицине,ведь как-то дожили мы до 20 века без таблеток и были здоровее нас наши бабушки и дедушки.
ОтветитьУдалить